Как жениться на берегине и не быть утопленным?

В славянском языческом пантеоне богов с водой связаны только женские начала. Вода по своей сути похожа на женщину. Прозрачный быстрый ручеек – на молодую смешливую девочку. Потом ручеек превращается в лесную речку, петляющую по пролескам, долинам и вообще непонятно где, в тихих омутах под корягами в тине её водится непонятно что…

В славянском языческом пантеоне богов с водой связаны только женские начала. Вода по своей сути похожа на женщину. Прозрачный быстрый ручеек – на молодую смешливую девочку. Потом ручеек превращается в лесную речку, петляющую по пролескам, долинам и вообще непонятно где, в тихих омутах под корягами в тине её водится непонятно что.

Потом – это полноводная река, плавно текущая только туда, куда ей положено течь, хотя и с ней по весне всякое бывает. Не дай Бог! Или смоет, или льдиной задавит… Как говорится, только гордый буревестник, черной молнии подобный, может с волнами поспорить!

По мнению некоторых, особенно поэтов и сказочников, берегини – в славянском пантеоне богов – русалки, души юных утопленниц. В теплые лунные летние ночи русалки выходят из воды, забираются на деревья и расчесывают свои длинные волосы. Они поют дивными голосами песни и заманивают этим пением молодых мужчин в озеро или в омут реки. Однако грубой физической силы русалки не применяют. Им даже не совсем приятна назойливость мужчин и поклонников.

У славян среди бытовых духов самые вредные – женские. Например, кикимора болотная – она вредная по своей сути: заведет в самую трясину или ещё куда хуже. Или лобаста – русалка в образе страшной злой старухи, которая затаскивает непослушных детей под воду.

Но не надо пугаться: в нашем северном болотистом климате больше кикимор, чем русалок, и наши питерские русалки – другие, хорошие, никого не трогают, так что бояться нашим мужикам нечего! В ушах плеер, идем, ничего не слышим. Тем более и народ мы просвещенный, православный, знаем, как вести себя с русалками. Надо перекреститься и три раза плюнуть им на хвост.

А лучше жениться на ней. Если на русалку надеть свой крестик, а потом повести в церковь и покрестить, то она может оказаться хорошей женой. Только с русалками обязательно надо обвенчаться, иначе через какое-то время она опять может превратиться в русалку уже навсегда. (Хотя иные замужние женщины – хуже всяких ведьм, Гоголь зря на них писать не станет.) Видимо, наши российские русалки пользовались успехом, потому что уже при Пушкине всех русалок перекрестили, о чем сообщали корреспонденты с мест в Петербург. А что? Красивые, молодые, песни поют, хоть сейчас бери – и под венец!

Сказать-то легко, а сделать – трудно. С каждой из русалок надо найти (правда, как и с обычными девушками) общий язык (как сказал один майор пожарной службы, «к девушкам надо найти один и тот же особый подход!»). Одна русалка начнет загадки загадывать, другая жаловаться на свою жизнь, третья щекотать примется, а четвертая… В общем, холостым-неженатым в лес или на речку в поздний час лучше не соваться!

Вот домовой, Дедушка – неплохо относится к человеку, по-человечески, если с ним правильно соседиться, молочка блюдечко на ночь оставлять. С лешим тоже можно найти общий язык, если насмешить его или притвориться своим.

А вот кикимора или, того хуже, русалка – так с ними лучше дело не иметь! Особенно в летнюю ночь у омута. Что будет – почитайте у Пушкина или про Лорелею в германских сказаниях, или про сирен в греческих мифах, а то сходите на «Жизель».

«Всякая нежить бессловесна и человеческой речи не ведает!» – гласит народная мудрость. И леший, и кикимора могут только птицей или зверем прокричать. И только берегини ведают человеческую речь и песни. Так значит, берегини – тоже люди? Вот ведь какая петрушка!

Пора, наконец, открыть эту страшную тайну! Берегини – это обычные российские девушки, только любящие русские песни, деревья, реки, а значит и свою Родину, а кроме того они любят гладкие и шелковистые волосы, потому и купаются, и плещутся в реке или, допустим, в ванной, и расчесывают, и расчесывают их. И песни поют. А парни сами виноваты: подожди немного, пройдись, дай расчесаться человеку – так нет же! Бултых в воду! А потом во всем берегини виноваты. С больной головы на здоровую!

На обложке диска оформитель хотел было нарисовать логотип ансамбля «Берегиня», как ему подсказало художественное чутьё, в виде девушки с двумя ногами и двумя руками, сидящей на ветке дерева, но его поправила художественная цензура и попросила, чтобы был хвост и чешуя, как на старинной домовой резьбе в Поволжье. Эту глухую резьбу по дереву в оформлении причелин домов и наличников иногда называют корабельной, потому что так же оформляли купцы в старину свои корабли.

Одним из самых излюбленных образов корабельной резьбы являются, наряду со львом и с птицей Сирином в виде птицы с женской головой и грудью, также – русалка-фараонка, которую ещё называют берегиней или оберегой в связи с древними корабельными поверьями. Их изображают в виде женщины с рыбьим хвостом и с растениями в руках.

Но существуют и другие мнения. Один из самых первых собирателей фольклора Н. Афанасьев дал наиболее точное определение берегинь. «Берегини – водные девы, блуждающие по берегам рек и протоков». Это наиболее ёмкая и точная формула из позапрошлого века, из которой следует два следствия.

«Водные девы». В чем состоит это свойство – «водность»? Это скорее уточнение места и времени действия. «Водные девы» – всё-таки береговые жительницы или, скорее всего, отдыхающие туристки или курортницы, раз они гуляют в «самый воровской час», когда нормальные люди уже спать легли, и «блуждают» по берегам протоков. Значит, в отличие от русалок-фараонок, не имеют хвоста, а гуляют на двух нормальных и стройных ногах. Ведь не по воздуху же они летают и садятся на деревья?

«Блуждающие», «заблуждение», «блудить», «заблудиться» – однокоренные слова. Ясно только, что «водные девы» блуждают по берегам рек без определенной цели, или цель у них не та, которую они себе предполагали, может даже и цель у них такая же блуждающая. Может, искупаться они пришли, а купальник забыли дома, а может их влечет текущая вода, деревья, погрузившие свои ветви в глубину, лунная летняя ночь. Грустно им, томится их душенька.

Но не будем их осуждать, мы с вами тоже в глубине души – поэты, и ничто прекрасное нам не чуждо, даже томление, вздохи и песни при луне.

Без рубрики

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *