В древности люди больше походили на животных: занимались кровосмешением, зоофилией, воровством и убийствами. Это было вне морали – то же самое, что убийство котом мыши или голубя, спаривание со своей «сестрой» кошкой или стаскивание со стола ветчины…
В древности люди больше походили на животных: занимались кровосмешением, зоофилией, воровством и убийствами. Это было вне морали – то же самое, что убийство котом мыши или голубя, спаривание со своей «сестрой» кошкой или стаскивание со стола ветчины.
Со временем у людей развивался разум, однако его указания противоречили природным инстинктам. Люди предпочли разум. Общество становилось все более сложным и утонченным, социальные нормы входили в конфликт с естественными стремлениями. От «низменных» плотоядных стремлений люди стали возвышаться к духовному… Другой вопрос, что в нашем несовершенном материальном мире любой духовный процесс может принести не только плюсы, но и минусы – как это было с первыми христианами, чья гибель оказалась логичной и неминуемой.
Второй момент состоит в том, что в нашем земном мире, потеряв животные инстинкты вовсе, человек ослабнет и вымрет.
И все же с ходом столетий люди все больше укрощали свою плоть и добились того, что у некоторых наших современников пропал даже инстинкт самосохранения – первейший из инстинктов. Впрочем, это не тема статьи.
Речь идет о том, что животное начало до сих пор все-таки очень сильно даже в «цивилизованных» людях, и зачастую люди отдают предпочтение голосу подсознания, а не голосу сознания. Например, при выборе партнера, при оценке нового знакомого или на собеседовании при приеме на работу.
Как мы знаем, люди больше воспринимают невербальные признаки (жестикуляцию, осанку, голос, взгляд), чем вербальные (смысл слов). Также известен любопытный эксперимент. «Технарям» и «гуманитариям» дали прослушать лекции двух ораторов поочередно. Один говорил тускло и тихо, но правильные вещи, второй был ярким демагогом.
«Технари» восприняли тихого декламатора и отвергли демагога, в то время как для «гуманитариев» главным оказалось не то, что говорили выступающие, а то, как они это говорили – уверенно или нет, как они держали себя.
Кого же выбрали «гуманитарии»? Естественно, яркую личность. Получается, что «гуманитарии», каковых в мире большинство, больше обращают внимание на животную сторону человека, в то время как «технари» на разум. У первых инстинкты довлеют над сознанием, у вторых сознание первостепенно. Значит ли это, что какая-то из этих двух групп лучше? Нет, конечно. Если «технарь» двигает технический прогресс и разбирается в квантовой физике, это еще не значит, что в компании девушкам понравится именно он, а не яркий и циничный «плохой парень» – который, разумеется, «гуманитарий».
Если же мы возьмем бизнес, то в восточном «гуманитарном» обществе большее внимание уделяется психологической совместимости и родству, из-за чего может страдать (и страдает) дело. Западные люди «технари» смотрят только на цифры и факты – цены, условия, проценты…
Но с другой стороны на Западе падает уровень рождаемости, в то время как на Востоке он только растет. (Россия традиционно находится между двух полюсов, имея в данном случае восточный подход к делу и западный уровень рождаемости.)
Перейдем к девушкам. Последние лет сто в обществе преобладают некие правила поведения, которые представляют как раз сознательную, а не животную часть человека. Точнее, пытаются придать старым ритуальным жестам новый окрас.
Например: надо уступать место женщинам. Это мотивируется тем, что женщины якобы слабее. Хотя в последнее время женщины настойчиво пропагандируют мысль о том, что они сильнее (в том числе в физиологическом плане), но при этом они все так же хотят, чтобы им уступали место.
Разберем этот жест с точки зрения первобытного общества. Кто кому уступал место у костра на валуне? Сильный слабому? Смешно. Понятно, что сидеть лучше, чем стоять – не устаешь, не теряешь энергию, удобно. Веками на подкорке человеческого общества отпечатывалось: сильный сидит, слабый стоит. Поэтому короли сидели на тронах, в то время как подданные должны были стоять, а то и падать на колени, о чем мы еще поговорим.
Нельзя сказать, что животное и сознательное в человеческой истории были разграниченными антиподами: в традиционном обществе, еще полном инстинктов, начали вставать, уступая место старикам, которые слабее молодых физически.
Наверное, в более древнем первобытном обществе стариков отталкивали от костра в холод. Но духовное развитие понемногу шло вперед.
Итак: когда мужчина уступает место женщине, он и другие могут думать на уровне сознания что угодно, но по невербальным законам он ритуально признает себя низшим, слабым, уступая место высшему существу. Как если бы затравленный дохляк вскочил с камня, видя приближающегося тучного и важного вождя.
Сила проявляется не уступкой слабым – это демагогия. Сила всегда и везде проявлялась и проявляется в том, что сильный отбирает блага у слабого, унижая его (школа, армия, тюрьма).
Продолжение следует.
Добавить комментарий